просмотров 580

Блудный сын «Страны трудного счастья»

580просмотров
Опубликовано: 21 Апреля 2017 г. Автор: Ольга ХРАБРЫХ | г. Москва
Блудный сын «Страны трудного счастья»
© Сергей МИЛИЦКИЙ

В Московском государственном театре эстрады под аккомпанемент оркестра Red Square band 23 апреля пройдет сольный концерт-спектакль артиста МХТ им. Чехова, уроженца Казахстана Игоря Миркурбанова. В его программу войдут песни советских композиторов и народные шлягеры, которые благодаря авторскому прочтению и оригинальным аранжировкам зазвучат совершенно по-новому.

Почитатели художника Сергея Калмыкова до сих пор спорят, какая же страна может называть его своим. Основатель оригинального стиля в живописи «фантастический экспрессионизм» родился в Самарканде, учился в Москве и Санкт-Петербурге у Добужинского и Петрова-Водкина, жил в Оренбурге, но вторую половину жизни провел в Алма-Ате. Тот же самый вопрос возникает и при упоминании имени Игоря Миркурбанова.

Только география его жизни охватывает гораздо больше локаций: Казахстан, Россию, Израиль, Японию. Игорь связан с нашей страной не только по факту рождения: в Шымкенте сформировался его интерес к театру и музыке, когда он еще играл в школьном ансамбле.

После окончания школы Игорь Миркурбанов уехал в Москву, учился в ГИТИСе у Марка Захарова и Андрея Гончарова. Также он окончил дирижерский факультет Новосибирской консерватории. В 90-е по приглашению режиссера Евгения Арье вошел в состав труппы израильского театра «Гешер». Буквально за месяц освоил иврит, на котором играл спектакли.

Об актерской самобытности Миркурбанова свидетельствует еще один факт. В постановке израильского театра «Гешер» «Адам – сын собаки» он ходил по канату без всякой страховки, то и дело рискуя сорваться вниз. При этом артист не относился к таким акробатическим номерам как к чему-то героическому. А на мой вопрос о преодолении страха ответил так:

– Да не было страха. Все дело в тренировке. Существуют определенные правила, как нужно балансировать на высоте. Сначала продвигаешься на метр, потом на полтора, а затем все выше и выше.

Именно в этом спектакле его заметил Стивен Спилберг и пригласил сняться в фильме «Список Шиндлера». И что удивительно, Миркурбанов отказал ему, потому что тогда был плотно занят в театре.

Сегодня Игорь – один из ведущих актеров в МХТ им. Чехова и Театре Ленком. Он обладатель таких престижных театральных премий, как «Золотая маска» и «Хрустальная Турандот».

Что касается отношений Игоря с кинематографом, то он работал с такими режиссерами, как Иван Дыховичный, Павел Лунгин, Андрей Эшпай, Александр Атанесян и т. д.

Но несмотря на обилие наград и восторженные отзывы критиков, Миркурбанова нельзя назвать медийной персоной. Актер признался, что не стремится «попасть в телевизор». Как и многие чеховские герои, он ненавидит всяческие проявления пошлости и излишнего пафоса в любой сфере деятельности. К прессе относится настороженно. И если любому другому актеру журналисты в сотый раз могут задать вопрос: «Почему вы пришли в эту профессию?», то с Миркурбановым этот номер не пройдет. Тем не менее представители СМИ продолжают предпринимать попытки расположить его к откровенному разговору и нередко терпят неудачи.

Тем более дополнительный интерес к Игорю возник после его участия в шансон-шоу «Три аккорда» на «Первом канале». Каждое выступление он превращал в мини-спектакль, открывая зрителям совершенно другой смысл давно знакомых композиций. В его способности тонко чувствовать сюжетную линию каждой песни смогут убедиться и зрители, которые придут на концерт «Блудный сын» 23 апреля.

– Это, скорее, не концерт, а спектакль, где у каждого инструмента своя роль, своя партия, голос, цели и задачи, – объясняет Игорь Миркурбанов. – Например, мы исполняем песню «Темная ночь». Существует некий образ этой композиции, он у каждого свой. Песню «Темная ночь» 100 раз играли в разных интерпретациях и вариантах. Если вы вдумаетесь в строчку «Радостно мне, я спокоен в смертельном бою», то у вас просто разорвется мозг. Сколько же в ней настоящего, подлинного переживания, трагизма, эмоционального образа, поколенческого опыта. Разве есть вообще какая-то замена, альтернатива этим песням? Разве есть что-то более сущностное и важное, чем история человека, страны, история человека в нашей стране. Наш концерт – повод поразмышлять на эту тему. Мы планируем всероссийский тур с этим спектаклем. Также сейчас готовится вторая часть программы под названием «Родина моя».

– В концерте «Блудный сын», наверное, много личных мотивов…

– Да, это моя личная история. И история страны, в которой я рос, формировался, где выросли мои родители, родились бабушка, дедушка, прабабушка и прадедушка. Это то культурное ментальное пространство, в котором так или иначе мы все находились. Такова концепция и идеология этого спектакля. У Платонова даже есть такое определение «Страна трудного счастья». Я провел достаточно времени в Европе, там проще жить. Хотя размышляющим людям, способным почувствовать трагизм конечного, вечного, сложно везде. Но в нашей стране все более жестко. Ведь один из наших основных мотивов – это витальность, способность выстоять в любых, даже самых суровых условиях.

– Если поразмышлять о судьбе культуры, то кого из современных композиторов, по вашему мнению, лет через 20 назовут классиком? Могу предположить, что Владимира Мартынова?

– Да. Я отношусь к Владимиру Мартынову с огромным уважением. Наверное, еще я бы назвал Антона Батагова. Есть ряд талантливых композиторов, которые хорошо чувствуют время и формулируют его.

– В 2011 году вы поставили спектакль «Хефец, или Каждый хочет жить». Сейчас приступаете к постановке «Птицы Феликс» в театре Гонзага в музее-усадьбе Архангельское в Московской области. Почему образовался такой перерыв?

– Он был связан с житейскими обстоятельствами. У меня не возникало потребности ставить что-то до встречи с Нармин Ширалиевой – советником по культуре губернатора Московской области. Она и предложила такую идею. Молодой драматург Михаил Чевега написал прекрасный поэтический текст с вкраплением прозаических кусков, основанный на мемуарах Феликса Юсупова.

Как правило, имя Юсупова связывают с убийством Распутина, на эту тему снято множество фильмов. И этот факт перекрыл другие эпизоды, связанные с влиянием этого рода на исторический путь России. К примеру, эта семья делала много пожертвований и помогала людям анонимно. К тому же меня всегда увлекала теория Шопенгауэра про гения рода и про гения места. И оказаться в театре, где на протяжении 200 лет не менялись даже половицы, служат люди, которые из поколения в поколение передают друг другу некие семейные традиции, очень волнительно. А в библиотеке этого дворца возникло тактильное ощущение присутствия вечности. И когда ты понимаешь, что эти книги листали российские цари, не хочется оттуда выходить.

– Вы ставите спектакли, концерты, играете в театре, кино. Откуда черпаете ресурсы для восстановления?

– Меня способны восстанавливать самоизоляция, шахматы и музыка.

– А есть ли в вашей жизни какие-то проекты, касающиеся родины?

– Меня пригласили в один исторический фильм, связанный с Казахстаном. Ведутся переговоры. Но пока рано об этом говорить.

– Какие свои театральные работы вы особенно любите?

– У меня нет предпочтений. Я отношусь ко всем ролям по-разному. После хорошего спектакля ты получаешь свой адреналин, появляется некая биохимия, дополнительный импульс, чтобы продолжать это дело. Когда случается хорошая постановка, ты понимаешь: это именно то, ради чего стоит жить. И меня не смущает пафос этих слов.


Читайте также
Заностальгия Жириновского
Скандально известный российский депутат, руководитель фракции ЛДПР в Госдуме Владимир Жири
573 0 0
Китай провел успешное наземное испытание самого большого гидросамолета в мире
В Китае было успешно проведено наземное испытание самого большого в мире гидросамолета AG6
295 0 0
Боб Дилан направил аудиозапись речи Нобелевского лауреата в Стокгольм
Американский музыкант Боб Дилан направил в Шведскую академию аудиозапись своей речи в...
155 0 0
Мировые цены на нефть изменились разнонаправленно
Цены на нефть по итогам торгов в четверг на ведущих нефтяных биржах изменились разнонаправ
174 0 0